КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2009 г. № 537
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
В целях дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009 - 2013 годы".
2. Определить государственным заказчиком-координатором указанной Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать ежегодно, начиная с 2009 года, включение Долгосрочной целевой программы
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009 - 2013 годы" в перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.
4. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан подготовить предложения о внесении изменений в Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2006 № 166 "О создании рыбохозяйственного совета Республики Татарстан".
5. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан принять меры, обеспечивающие реализацию Долгосрочной целевой программы
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009 - 2013 годы" на соответствующей территории.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф.Муратова.
Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 4 августа 2009 г. № 537
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование Программы ¦Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики¦
¦ ¦Татарстан на 2009 - 2013 годы (далее -¦
¦ ¦Программа) ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство сельского хозяйства и¦
¦заказчик-координатор ¦продовольствия Республики Татарстан ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство сельского хозяйства и¦
¦заказчик Программы ¦продовольствия Республики Татарстан, Управление¦
¦ ¦по охране и использованию объектов животного¦
¦ ¦мира Республики Татарстан ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Основные ¦Закрытое акционерное общество "Международный¦
¦разработчики Программы ¦центр развития регионов" ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели Программы ¦Обеспечение благоприятных условий устойчивого и¦
¦ ¦динамичного развития рыбохозяйственного¦
¦ ¦комплекса Республики Татарстан для насыщения¦
¦ ¦рынка рыбных товаров, создания новых рабочих¦
¦ ¦мест, пополнения бюджетов всех уровней ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦Для достижения указанной цели необходимо¦
¦ ¦обеспечить решение следующих задач: ¦
¦ ¦осуществить строительство новых, реконструкцию и¦
¦ ¦модернизацию существующих объектов по¦
¦ ¦воспроизводству водных биологических ресурсов; ¦
¦ ¦осуществить строительство новых, реконструкцию и¦
¦ ¦модернизацию существующих научно-¦
¦ ¦производственных центров по созданию технологий¦
¦ ¦аквакультуры в части сохранения и¦
¦ ¦воспроизводства водных биологических ресурсов; ¦
¦ ¦осуществить строительство новых, реконструкцию и¦
¦ ¦модернизацию существующих объектов по товарному¦
¦ ¦выращиванию водных биологических ресурсов; ¦
¦ ¦обновить и модернизировать рыбообрабатывающие и¦
¦ ¦холодильные мощности рыбоперерабатывающих¦
¦ ¦предприятий; ¦
¦ ¦создать транспортно-логистический Центр¦
¦ ¦поддержки предпринимателей рыбохозяйственного¦
¦ ¦комплекса Республики Татарстан; ¦
¦ ¦создать Центр глубокой переработки рыбного сырья¦
¦ ¦на территории особой экономической зоны¦
¦ ¦"Алабуга"; ¦
¦ ¦создать сеть торговых предприятий по оптовой и¦
¦ ¦розничной реализации рыбы и рыбной продукции; ¦
¦ ¦создать Центр развития рыбохозяйственного¦
¦ ¦комплекса Республики Татарстан; ¦
¦ ¦организовать спортивное и любительское¦
¦ ¦рыболовство; ¦
¦ ¦развить систему подготовки кадров для¦
¦ ¦рыбохозяйственного комплекса Республики¦
¦ ¦Татарстан ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Срок и этапы ¦Программу предполагается осуществить в 2009 -¦
¦реализации Программы ¦2013 годах в один этап ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм ¦Программные мероприятия осуществляются по¦
¦ ¦следующим направлениям, обеспечивающим развитие¦
¦ ¦рыбохозяйственного комплекса Республики¦
¦ ¦Татарстан: ¦
¦ ¦строительство новых, реконструкция и¦
¦ ¦модернизация существующих объектов по¦
¦ ¦воспроизводству водных биологических ресурсов; ¦
¦ ¦строительство новых, реконструкция и¦
¦ ¦модернизация существующих научно-¦
¦ ¦производственных центров по созданию технологий¦
¦ ¦аквакультуры в части сохранения и¦
¦ ¦воспроизводства водных биологических ресурсов; ¦
¦ ¦организация спортивного и любительского¦
¦ ¦рыболовства; ¦
¦ ¦строительство новых, реконструкция и¦
¦ ¦модернизация существующих объектов по товарному¦
¦ ¦выращиванию водных биологических ресурсов; ¦
¦ ¦обновление и модернизация рыбообрабатывающих и¦
¦ ¦холодильных мощностей рыбоперерабатывающих¦
¦ ¦предприятий; ¦
¦ ¦создание транспортно-логистического Центра¦
¦ ¦поддержки предпринимателей рыбохозяйственного¦
¦ ¦комплекса Республики Татарстан; ¦
¦ ¦создание Центра глубокой переработки рыбного¦
¦ ¦сырья на территории особой экономической зоны¦
¦ ¦"Алабуга"; ¦
¦ ¦создание сети торговых предприятий по оптовой и¦
¦ ¦розничной реализации рыбы и рыбной продукции; ¦
¦ ¦создание Центра развития рыбохозяйственного¦
¦ ¦комплекса Республики Татарстан ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Объем финансирования мероприятий Программы в¦
¦финансирования ¦ценах 2009 года - 3520,8 млн рублей, в том числе¦
¦Программы ¦за счет средств: ¦
¦ ¦федерального бюджета - 457,5 млн рублей (12,99%);¦
¦ ¦бюджета Республики Татарстан - 178,1 млн рублей¦
¦ ¦(5,06%); ¦
¦ ¦внебюджетных источников (средства предприятий и¦
¦ ¦организаций рыбохозяйственного комплекса,¦
¦ ¦банковские кредиты и др.) - 2885,2 млн рублей¦
¦ ¦(81,95%) ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Для оценки эффективности реализации Программы¦
¦результаты реализации ¦используются следующие целевые показатели и¦
¦Программы (целевые ¦индикаторы: ¦
¦показатели и ¦перерабатываемое сырье, всего, тонн ¦
¦индикаторы) ¦перерабатываемое сырье, в том числе добываемое в¦
¦ ¦водоемах Республики Татарстан, тонн ¦
¦ ¦объем зарыбления, млн штук ¦
¦ ¦промысловый возврат от зарыбления, тонн ¦
¦ ¦увеличение годового потребления рыбопродукции на¦
¦ ¦одного жителя Республики Татарстан, кг/год ¦
¦ ¦увеличение внутреннего регионального продукта¦
¦ ¦(ВРП); ¦
¦ ¦увеличение налогов и сборов, всего; ¦
¦ ¦дополнительные налоги в федеральный бюджет; ¦
¦ ¦дополнительные налоги в региональный бюджет; ¦
¦ ¦число новых рабочих мест (в том числе¦
¦ ¦нарастающим итогом); ¦
¦ ¦годовой фонд оплаты труда. ¦
¦ ¦Основным интегральным индикатором Программы¦
¦ ¦является среднедушевое потребление товарной¦
¦ ¦пищевой рыбной продукции, которое к 2013 году¦
¦ ¦возрастет до 14 кг ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного
комплекса Российской Федерации
Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн человек в смежных отраслях экономики.
До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
Объем добычи водных биологических ресурсов с 1991 по 2007 год сократился более чем в 2 раза (с 7,82 до 3,44 млн тонн). Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 5,27 до 3,32 млн тонн (т.е. на 37%). При этом выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился с 4,1 млн тонн в 1991 году до 3,24 млн тонн в 2007 году (на 21%), в том числе производство рыбных консервов уменьшилось в 4 раза. Выпуск непищевой продукции сократился в 15,7 раза.
Темпы сокращения производства продукции в стоимостном выражении значительно превысили темпы уменьшения уловов водных биологических ресурсов. Несмотря на рост цен на рыбную продукцию, в 1991 году добавленная стоимость на единицу таких уловов была выше, чем в 2007 году. В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), составляющая около 89%.
В период с 1991 по 2007 год общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 38%, а численность плавсостава - на 50%. Обострилась конкуренция на рынке труда.
Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.
Экспорт рыбной продукции в 2007 году составил 1,19 млн тонн. Более 90% экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки. Это уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.
Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции, составив в 2007 году 780,2 тыс. тонн, что в 1,4 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс. тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2007 году 38,8% (в 2000 году - 24,4%).
Рост импортозамещения привел к резкому росту средних цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 1840 долларов США за 1 тонну продукции в 2007 году, или в 3,83 раза.
В период с 1991 по 2007 годы резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 11% уровня 1991 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достиг критического уровня.
Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.
Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.
В период с 1991 по 2007 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли.
Основу сырьевой базы составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 93,6%, на долю внутренних водоемов приходилось около 6,4%.
Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб. Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на уровне 8,8 млрд штук в год.
Однако большинство рыбоводных заводов требуют реконструкции. Необходимо строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов.
Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное, от 3 кг в Республике Ингушетия до 30 кг в Сахалинской и Архангельской областях, в Приволжском федеральном округе среднее значение - 9 кг.
Состояние водного фонда, пригодного для ведения
рыбохозяйственной деятельности
Рыбохозяйственный фонд республики в настоящее время составляют: акватория Куйбышевского водохранилища - 280 тыс. га; Нижнекамского водохранилища - 90 тыс. га; Заинского водохранилища - 2 тыс. га; озера - 700 га; реки - 250 га; 550 га нагульных и 210 га выростных рыбоводных прудов.
Куйбышевское водохранилище, образованное в 1955 году, является одним из крупнейших водохранилищ России. При создании этого водоема предусматривалась перспектива развития в нем рыбоводства, и само водохранилище в плане его рыбохозяйственного освоения представлялось огромным нагульным водоемом, вокруг которого должны быть построены рыбопитомники, снабжающие его рыбопосадочным материалом и обеспечивающие направленное формирование его ихтиофауны в пользу наиболее ценных продуктивных видов, способных полностью осваивать кормовые ресурсы и обеспечивать максимально высокую рыбопродуктивность. Ихтиофауна водохранилища состоит из 54 видов рыб. В первые годы существования водохранилища были созданы оптимальные условия для воспроизводства запасов всех видов рыб, что способствовало повышению их уловов, которые в 1989 - 1990 годах достигли самых высоких показателей за последние четверть века, а ежегодная добыча колебалась от 5,2 до 5,9 тыс. тонн рыбы в год, практически половина из которой (2,5 тыс. тонн) вылавливалась в водах Татарстана.
Нижнекамское водохранилище образовано в 1978 году. Площадь водного зеркала водохранилища в пределах Республики Татарстан составляет 0,88 тыс. км. Ихтиофауна Нижнекамского водохранилища включает 39 видов рыб.
Заинское водохранилище - образовано в 1963 г. близ г. Заинска в связи с созданием ГРЭС и пруда охладителя, является одним из крупных термальных водохранилищ.
Водоемы комплексного назначения, занимающие 2,5 тыс. га, в последние годы используются ГУП РТ "ПО "Татрыбхоз" для выращивания товарной рыбы, кроме того, они осваиваются частными лицами и различными организациями в целях выращивания товарной рыбы и организации любительского лова.
В республике сегодня действуют Лаишевский, Тетюшский, Мамадышский и Рыбнослободский рыбопромышленные предприятия, занимающиеся выловом и переработкой рыбы. Кроме того, в Татарстане работают около 40 предпринимателей, имеющих разрешение на право добычи рыбы.
Учитывая данные об обеспеченности районов и городских округов Республики Татарстан ресурсами поверхностных вод, во всех муниципальных районах Республики Татарстан заниматься товарным рыборазведением целесообразно, за исключением Альметьевского и Дрожжановского муниципальных районов являющихся наименее обеспеченными ресурсами поверхностных вод.
По данным инвентаризации гидротехнических сооружений Республики Татарстан, проведенной в 2005 году, на территории республики располагается 697 мелиоративных прудов общей площадью около 1500 га. Однако их пригодность для целей товарного рыборазведения должна быть установлена в процессе специального обследования и разработки рыбоводно-биологических обоснований использования прудов в целях товарного рыборазведения. Выполнение данных работ должно быть поручено ФГУ "ГосНИОРХ" (Татарское отделение).
Финансирование водохозяйственных мероприятий в Республике Татарстан осуществляется как из средств федерального бюджета, так и из бюджета республики.
Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года № 353.
Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, поднадзорных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Целевое расходование бюджетных средств Республики Татарстан на финансирование природоохранных мероприятий обеспечивается в соответствии с законом о бюджете Республики Татарстан на соответствующий год.
Согласно Постановлению
Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2006 года № 635 "О мерах по обеспечению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений" Министерство экономики Республики Татарстан ежегодно должно предусматривать в проекте программы капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, включая их ежегодное обследование, разработку и утверждение проектно-сметной документации и декларирование безопасности по предоставлению обоснованных предложений Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а Министерству финансов Республики Татарстан обеспечивать выделение средств на реализацию мероприятий в соответствии с лимитами, предусматриваемыми программой капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан.
В настоящее время число озер в Республике Татарстан составляет более 8000 штук. Наибольшее количество озер сосредоточено в Мензелинском (756), Мамадышском (694), Актанышском (579), Чистопольском (493), Муслюмовском (439) муниципальных районах. Наибольшее число озер в пересчете на единицу площади территории района отмечается в Ютазинском, Мензелинском, Муслюмовском муниципальных районах. Небольшой плотностью озер отмечены возвышенные районы Приволжской возвышенности (Тетюшский, Камско-Устьинский и Дрожжановский муниципальные районы), Бугульминско-Белебеевской возвышенности юго-востока Закамья (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Заинский, Сармановский муниципальные районы) и северные районы Предкамья (Сабинский, Кукморский, Балтасинский муниципальные районы).
Исследования ученых КГУ и ИПЭН АН РТ выявили тенденцию заиления озер и их осушения в результате интенсивного техногенного воздействия.
К наиболее крупным (площадью от 20 до 100 и более га), а таких около 30, относятся озера Средний (112 га), Нижний (56,0 га) и Верхний Кабан (25,0 га), система озер Лебяжье, состоящая из трех озер, соединенных протоками, с зеркалом площадью 34,4 га, в городе Казань, Ковалинское (88,2 га) и Тарлашинское (60,1) в Лаишевском муниципальных районах, Раифское (32,3 га) и Ильинское (27,5 га) в Зеленодольском муниципальных районах, оз. Подборное в Елабужском м. р. (33,0 га) и др.
По водному балансу преобладают бессточные замкнутые озера. По термальному режиму большинство озер республики относится к умеренно холодным и теплым (в силу высокой летней прогреваемости вод), но имеются и холодноводные озера, образованные на напорных восходящих источниках (Голубые озера Высокогорского муниципального района).
Анализ разнообразия озер позволяет считать, что преобладающим типом для Республики Татарстан является тип долинных (пойменных) малых и неглубоких озер, умеренного температурного режима, со средней и малой минерализацией, с типичными пресноводными видами гидробионтов, находящихся в эвтрофном и гипертрофном состоянии. Кроме этого типа имеются и другие, в том числе азональные уникальные, обусловленные иным генезисом, источниками питания и сочетаниями разных признаков.
Оценка антропогенного воздействия на ихтиофауну
Республики Татарстан
Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что, начиная с 2005 года, добыча рыбы в рыбохозяйственных водоемах Республики Татарстан неуклонно увеличивается и в настоящее время стабилизировалась на уровне 1,9 тыс. тонн в год.
На Куйбышевском водохранилище к промыслу было привлечено 475 рыбаков и задействовано 3780 сетей. На Нижнекамском водохранилище промыслом занимались 46 рыбаков с 297 сетями. Ловушки и невода не применялись.
Состояние рыбных ресурсов естественных водоемов
По данным официальной статистики, в водоемах республики в течение последних 5 лет уловы рыб колеблются от 1206,2 тонн в 2004 году до 1952 тыс. тонн в 2008 году. Это значительно ниже уровня промышленного лова 80-х годов прошлого столетия. Причины тому: неблагоприятное антропогенное воздействие, нерегулируемый интенсивный промысел, любительское рыболовство, осуществляемое в объемах, близких к промышленному и многое другое.
Из 3140,2 тонн рыбы, официально выловленной в 2008 году на Куйбышевском водохранилище, 1875,5 тонн (около 59,71%) выловлено рыбаками Татарстана. В Нижнекамском водохранилище из 216 тонн на долю Татарстана пришлось 76,8 тонн (около 35,55%).
Анализ
состояния основных объектов промысла Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ приведен в приложении № 1.
Промышленное рыболовство
Промышленным рыболовством в республике занимаются организации различных форм собственности - открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели. В их числе есть специализированные предприятия, для которых лов и переработка рыбы - основной вид деятельности (ЗАО "Лаишевский рыбозавод", ООО "Чистопольский рыбозавод", ООО "Рыбный промысел", ООО "Рыбозавод Мамадышский", ООО "Круг" и др.).
На сегодняшний день лов рыбы осуществляют 43 рыбодобывающих организации. Из них на Куйбышевском водохранилище - 39, на Нижнекамском водохранилище - 4. Около 20% от всего вылова рыбы в Республике Татарстан в 2008 году было добыто рыбаками ЗАО "Лаишевский рыбозавод" (381 тонна), 6% - ООО "Чистопольский рыбозавод" (115 тонн), 6% - ООО "Рыбный промысел" (117 тонн). Индивидуальными предпринимателями добыто 611,8 тонны рыбы, что составило около 33% от всего вылова в Республике Татарстан (табл. 1.2.1)
.
Таблица № 1.2.1
Объем
добычи рыбы рыбодобывающими организациями
Республики Татарстан в акватории Куйбышевского и
Нижнекамского водохранилищ
(в пределах Республики Татарстан) за 2006 - 2009 годы
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦ Наименование ¦ Общий улов, в т.ч. по годам ¦
]]>Рисунок № П.5.3. Базовая схема
внутренней структуры рыбного технопарка
Республики Татарстан
+-------------------------+
¦ Представители ¦
¦ Республиканской и ¦
¦ муниципальных властей ¦
¦ Республики Татарстан ¦
+-------------+-----------+
¦
\/
"оболочка" рыбного технопарка
+- - - - - - - - - - - - - - - -+
ядро рыбного технопарка
+----------------+ ¦+- - - - - - - - - - - - - - -+¦ +-----------------+
¦ Представители +--> бизнес-инкубатор <--+Представители ¦
¦ Росрыболовства ¦ ¦¦+- - - - - - - - - - - - - -+¦¦ ¦бизнес-сообщества¦
+----------------+ - начинающие инновационные +-----------------+
¦¦¦предприятия по производств󦦦
водных биоресурсов;
¦¦¦- начинающие инновационные ¦¦¦
+----------------+ предприятия по производству +-----------------+
¦ Представители ¦ ¦¦¦рыбных кормов и добавок; ¦¦¦ ¦ Представители ¦
¦высших и средних+--> - начинающие инновационные <--+ финансовых ¦
¦образовательных ¦ ¦¦¦предприятия по производств󦦦 ¦ структур ¦
¦ учреждений ¦ рыбоводного оборудования, +-----------------+
+----------------+ ¦¦¦технологий и ¦¦¦
вспомогательной техники;
¦¦¦- начинающие инновационные ¦¦¦
предприятия по переработке
¦¦¦водных биоресурсов ¦¦¦
- - - - - - - - - - - - - -
+----------------+ ¦¦¦- дочерние предприятия ¦¦¦ +-----------------+
¦ Представители +--> крупных фирм-поставщиков ¦ Представители ¦
¦ науки ¦ ¦¦¦оборудования для ¦¦¦<--+ некоммерческих ¦
+----------------+ рыбохозяйственной ¦ организаций ¦
¦¦¦деятельности ¦¦¦ +-----------------+
+ - - - - - - - - - - - - - +
¦+- - - - - - - - - - - - - - -+¦
+ - - - - - - -+- - - - - - - - +
\/
+-------------------------+
¦Муниципальные образования¦
¦ Республики Татарстан ¦
+-------------------------+
"Ядро" рыбного технопарка включает в себя инкубатор рыбохозяйственного бизнеса Республики Татарстан (начинающие инновационные предприятия различных форм собственности по производству и переработке водных биологических ресурсов, производству рыбных кормов, добавок и присадок к кормам, производству новых технологий добычи и выращивания водных биоресурсов, рыбоводного, комбикормового, рыбообрабатывающего оборудования и вспомогательной техники; дочерние предприятия крупных фирм-поставщиков оборудования для ведения рыбохозяйственной деятельности.
Все начинающие предприятия, входящие в "ядро" рыбного технопарка, являются инновационными, реализующими на практике применение высоких технологий. То есть это производящие предприятия, как правило, использующие высокие технологии и различные инновации в своей деятельности.
В инкубаторе рыбохозяйственного бизнеса поселяются инновационные начинающие предприятия, которые нуждаются в поддержке именно на начальном этапе их становления. Такие предприятия должны получить максимум поддержки (финансовой, материально-технической, информационной, юридической, в области менеджмента, маркетинга, рекламы и т.д.) со стороны команды менеджеров и других сервисных фирм рыбного технополиса.
В состав "оболочки" рыбного технопарка входят сервисные фирмы, предоставляющие комплекс услуг.
Начинающие инновационные предприятия, входящие в "оболочку" рыбного технополиса, прямо не связаны с производством и переработкой гидробионтов, но они играют исключительно большую роль в том, чтобы эффективно действовали производственные цепочки, включающие переработку, логистику, транспортные услуги, сбыт.
На рисунке № П.5.4
схематично представлены социально-экономические проблемы, решаемые рыбным технопарком как на республиканском, так и на муниципальном (местном) уровнях.
Рисунок № П.5.4. Социально-экономические проблемы,
решаемые рыбным технопарком Республики Татарстан
+--------------------+
¦ Рыбный технопарк ¦
+---------+----------+
+------------------+---------------+-------+-------+------------------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
\/ \/ \/ ¦ \/ \/ \/
+------------------+ +-------------+ +-------------+¦+-------------+ +------------------+ +-----------+
¦ Удовлетворение ¦ ¦ Выход на ¦ ¦ Новые ¦¦¦Специализация¦ ¦Интеграция науки, ¦ ¦Обеспечение¦
¦потребностей групп¦ ¦внешний рынок¦ ¦рабочие местদ¦и кооперация ¦ ¦рыбохозяйственного¦ ¦конкуренто-¦
¦групп потребителей¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ферм и ¦ ¦ производства и ¦ ¦способности¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦¦ предприятий ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ продукции ¦
+------------------+ +-------------+ +-------------+¦+-------------+ +------------------+ +-----------+
+-----------------+--------+-----------+------------------------+
\/ \/ ¦ \/ \/
+-------------+ +----------------+¦+-------------------+ +---------------------------+
¦ Решение ¦ ¦ Формирование ¦¦¦ Формирование ¦ ¦ Содействие современному ¦
¦экологических¦ ¦ в районе ¦¦¦ сектора малого ¦ ¦ развитию районов ¦
¦ проблем ¦ ¦перерабатывающе馦¦ и среднего ¦ ¦(производство, переработка,¦
¦ ¦ ¦ промышленности ¦¦¦предпринимательства¦ ¦ реализация продукции) ¦
+-------------+ +----------------+¦+-------------------+ +---------------------------+
+------------------+----------------------+
\/ \/ \/
+----------------+ +-----------------+ +--------------------+
¦Новые технологии¦ ¦ Решение проблем ¦ ¦Обеспечение качества¦
¦ ¦ ¦оптимальной пере-¦ ¦ и безопасности ¦
¦ ¦ ¦ работки отходов ¦ ¦ производства ¦
+----------------+ +-----------------+ +--------------------+
Инкубатор рыбохозяйственного бизнеса объединяет производственные предприятия рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан, малые предприятия первичной переработки водных биологических ресурсов и малые первичной переработки водных биологических ресурсов. Инкубатор рыбохозяйственного бизнеса рыбного технопарка соединяет в единую экономическую сеть добычу, производство и переработку. При этом малые и средние предприятия в экономической сети взаимоувязаны и взаимозависимы друг от друга. Эти сети выходят на соответствующие предприятия транспортного обслуживания и непосредственно на группы потребителей внутреннего рынка, а также на внешний рынок (рис. № П.3.5).
Это дает возможность, с одной стороны, осуществить специализацию, а с другой - осуществить кооперацию предприятий в единую экономическую сеть в рамках рыбного технопарка, тем самым организовав ряд кооперативов по производству определенного вида продукции, которая удовлетворяет потребности в них различных групп потребителей.
Рисунок 1.9.5. Внутренняя структура и состав
рыбного технопарка
+---------------------+
¦ Учредители рыбного ¦
¦ технопарка ¦
+-----------+---------+
\/
+- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -+
Рыбный технопарк Реализация
¦ +- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -+ ¦ цикла:
Инкубатор бизнеса Малые и
¦+----------------+ ¦ +---+ +---+ +---+ средние ¦ +--------------+¦- производство
¦ Лизинг +-> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятия <---+ Подготовка ¦ продукции
¦+----------------+ ¦ ++-++ ++-++ ++-++ по ¦ ¦ кадров ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производству +--------------+ - первичная
¦+----------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и добыче ¦ +--------------+¦ переработка
¦ Бухгалтерское, ¦ +-+-+-------+-+---------------+-+--+ рыбного сырья ¦Информационное¦ продукции
¦¦ секретарское +->¦¦\/ +-+ \/ +-+ \/ +-+¦ ¦<---+ обслуживание,¦¦
¦ обслуживание, ¦ ¦+---+¦ +---+¦ +---+¦¦ Предприятия по ¦ компьютерная ¦ - производство
¦¦ связь ¦ ¦¦¦ ¦¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦¦¦ первичной ¦ ¦ поддержка ¦¦ готовой
+----------------+ ¦++--+¦ ++--+¦ ++--+¦¦ переработке +--------------+ продукции
¦+----------------+ ¦¦ ¦ ++ ¦ ++ ¦ ++¦ продукции ¦ +--------------+¦
¦Производственные¦ ¦\/ \/ \/ \/ \/ \/ ¦ <---+ Консалтинг ¦ - хранение
¦¦ и офисные +->¦¦+---+ +---+ +---+ ¦ Предприятия по¦ +--------------+¦ продукции
¦ помещения ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производству +--------------+
¦+----------------+ ¦ +-+-+ +++-+ +-+-+ ¦ готовой ¦<---+ Маркетинг ¦¦- транспортировка
¦ ¦ ¦¦Перерабатывающая ¦ ¦ продукции <--++--------------+
¦+----------------+ ¦¦ ¦ ¦¦ промышленность ¦ ¦ ¦<-+¦+--------------+¦- сертификация
¦ Сооружения для ¦ +--+--------++-----------------+---+ <+¦++ Менеджмент ¦
¦¦ хранения +->+ - ¦ - - - ¦+- - - - - - - - -+- - - - - - - - - -+ ¦¦ +--------------+¦- реклама
¦ продукции ¦ ¦ +---+¦ ¦ ¦¦ +--------------+
¦+----------------+ +--+----+----+-----------------+-------------------+ ¦¦ ¦ Сертификация ¦¦- реализация
¦ \/ ¦ \/ \/ Предприятия ¦ ¦+-+ готовой ¦ готовой
¦+----------------+ ¦+---+ ¦ +---+ +---+ транспортного ¦ ¦ ¦ продукции ¦¦ продукции
¦ Упаковка ¦ ¦¦ ¦<-+ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживания ¦ ¦ +--------------+
¦+----------------+ ¦+-+-+ +-+-+ +-+-+ ¦ ¦ +--------------+¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+ Реклама ¦
¦ +--+---------+-----------------+-------------------+ +--------------+¦
+ - - - - - - - - - - - -+- - - - -+- - - - - - - - -+- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - +
\/ \/ \/
+-----------------------------------+
\/ \/
+----------------+ +--------------+
¦Внутренний рынок¦ ¦Внешний рынок ¦
+----------------+ +--------------+
В рыбном технопарке формируются структуры простого и сложного сервисного обслуживания малых ферм и предприятия, размещенных в инкубаторе рыбохозяйственного бизнеса (рис. № П.5.6)
.
Рисунок № П.5.6. Базовый вариант
структуры и механизмы управления рыбными технопарками
+-------------------------------------+
+------- Создание ----+ ¦
¦ +- Финансирование -+ Рыболовство ¦
¦ ¦ +- Акции ----->¦ ¦
¦ ¦ ¦ +----+------------+-------------------+
¦ ¦ ¦ +-----------------+ ¦ /\
¦ ¦ ¦ ¦ Контроль за ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ исполнением части Управление Отчет
¦ ¦ ¦ ¦ функций заказчика- ¦ ¦
\/ \/ ¦ \/ застройщика \/ ¦
+--------+----------------------+ +--------------------+---+
¦ Управляющая компания ¦ ¦ Территориальные органы ¦
+--------+(со 100% капитала в федеральной¦ ¦ Росрыболовства ¦
¦ ¦ собственности ¦ ¦ ¦
¦ +----+----------------------+---+ +-------+----------+-----+
¦ /\ ¦Часть функций ¦Финансирование ¦Контроль ¦
Контроль Отчет ¦заказчика-застройщика ¦создания (не ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ менее 51%) ¦ ¦
¦ ¦ \/ \/ ¦ ¦
¦ ++------------------------------+ ¦ ¦
+------->¦ Дочерние акционерные общества ¦<-----------+ ¦
¦ ¦<------------+ ¦
+--+------------------+---------+ Договоры ¦ ¦
/\ ¦ /\ ¦ /\ ¦ ¦
Создание ¦ ¦ Отчет ¦ Контроль ¦ Акции ¦ Финансирование¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ \/ ¦ \/ ¦ \/ \/
+------------+---------+-------------+ ¦ +---------------------------+
¦ Республика Татарстан +----+ ¦Проектировщики и подрядчики¦
+------------------------------------+ +---------------------------+
Что очень важно, с помощью сервисных фирм достигается формирование сектора предпринимателей в рыбохозяйственном комплексе Республики Татарстан, ведется их обучение, переподготовка, оказываются самые различные консультации и услуги. Команда рыбного технопарка направляет деятельность сервисных структур таким образом, чтобы они оказывали предпринимателям, фермерам услуги в области маркетинга и менеджмента, что, как правило, является слабым местом у начинающих предпринимателей.
Команда менеджеров рыбного технопарка должна обеспечить информационные услуги предпринимателям и фермерам, привлеченным в инкубатор рыбохозяйственного бизнеса.
Поскольку рыбный технопарк напрямую связан с пищевой рыбопродукцией, то в его составе должна быть организована структура, которая проводила бы сертификацию готовой продукции.
Таким образом, в рамках рыбного технопарка будет реализовываться законченный цикл:
производство продукции;
первичная переработка продукции;
производство готовой продукции;
хранение продукции;
транспортировка продукции;
сертификация готовой продукции;
реклама;
реализация готовой продукции.
С помощью рыбного технопарка будут "сближены" рыбохозяйственное производство и перерабатывающая промышленность; будут сформированы специализированные рыбохозяйственные комплексы; будет развиваться перерабатывающая и пищевая промышленность; будет сформирован сектор малого промышленного предпринимательства; уменьшаться затраты и потери на транспортировку продукции; сформируется экономическая взаимосвязанная сеть.
Система управления рыбным технопарком обеспечит взаимодействие заинтересованных участников процесса создания, функционирования и развития рыбного технопарков Республики Татарстан.
В целях обеспечения функционирования рыбного технопарка образуется наблюдательный орган, в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, а также представители инвесторов рыбного технопарка.
В целях обеспечения доступности инфраструктуры рыбного технопарка для организаций, расположенных на территории технопарка, координирующий орган может установить дифференцированный подход к определению стоимости ее объектов (земельных участков и/или нежилых помещений).
Функции по созданию технопарка и управлению им осуществляет управляющая компания.
Порядок выбора управляющей компании, перечень ее функций и полномочий, а также порядок и условия взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков, и компаниями, расположенными на территории технопарка, определяются Росрыболовством совместно с органами государственной власти Республики Татарстан.
Средства, полученные управляющей компанией в результате своей деятельности по обеспечению функционирования и развития рыбного технопарка используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка, и маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку выхода республиканских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.
Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию рыбного технопарка, контроля за выполнением соглашения о создании рыбного технопарка, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития, контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет рыбного технопарка.
В состав наблюдательного совета рыбного технопарка входят представители Росрыболовства и его соответствующего территориального органа, представитель исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, представитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, представители резидентов рыбного технопарка и иных организаций.