ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. № 889
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ,
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗ, МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА РАЙОНА И ИХ
ПРОЕКТОВ, А ТАКЖЕ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ
КОМИТЕТОМ РАЙОНА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В соответствии с Федеральным законом
от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Законом
Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан", во исполнение представления Альметьевской городской прокуратуры от 15 февраля 2010 г. № 386-п исполнительный комитет ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок
проведения правовой, антикоррупционной экспертиз, мониторинга нормативных правовых актов исполнительного комитета района и их проектов, а также разрабатываемых исполнительных комитетом района проектов нормативных правовых актов (Приложение № 1).
2. Постановление
исполнительного комитета от 28 мая 2008 г. № 1165 "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов исполкома района" признать утратившим силу.
3. Настоящее Постановление разместить на официальном сайте Альметьевского муниципального района.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Руководитель исполкома района
М.Г.ХАФИЗОВ
Приложение № 1
Утвержден
Постановлением
исполнительного комитета
Альметьевского муниципального района
от 10 марта 2010 г. № 889
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ, АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗ,
МОНИТОРИНГА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
КОМИТЕТА РАЙОНА И ИХ ПРОЕКТОВ, А ТАКЖЕ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ РАЙОНА ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует порядок проведения правовой, антикоррупционной экспертиз, мониторинга нормативных правовых актов исполнительного комитета района и их проектов, разрабатываемых исполнительным комитетом района, иными органами и организациями, а также разрабатываемых исполнительным комитетом района проектов нормативных правовых актов, вносимых в Совет Альметьевского муниципального района, на предмет соответствия их нормам федерального, регионального законодательства, нормативным правовым актам органов местного самоуправления, а также в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
1.2. Правовая экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) - деятельность по проверке их соответствия нормам федерального, регионального законодательства, а также ранее изданным нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
1.3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов представляет собой деятельность по выявлению и исключению в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.4. Коррупциогенными факторами в соответствии с Федеральным законом
от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" являются положения нормативных правовых актов (далее - акты), проектов нормативных правовых актов (далее - проекты актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.3. Правовой, антикоррупционной экспертизе и мониторингу подлежат акты и проекты актов:
- затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- связанные с распределением бюджетных средств;
- связанные с управлением муниципальной собственностью;
- регламентирующие контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия исполкома района;
- иные акты, проекты актов по поручению руководителя исполкома района.
1.4. Правовая, антикоррупционная экспертиза актов и проектов актов, мониторинг проводится назначенным руководителем исполнительного комитета района (далее - исполком района) должностным лицом правового Управления исполкома района, ответственным за проведение правовой, антикоррупционной экспертизы в исполнительном комитете района (далее - должностное лицо), в соответствии с Методикой
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 (далее - Методика). Указанное должностное лицо также является ответственным за ведение в исполкоме района журнала учета нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, поступивших на правовую, антикоррупционную экспертизу. В случае отсутствия должностного лица (командировка, отпуск, болезнь) его функции исполняет заместитель начальника правового Управления исполкома района.
II. Правовая экспертиза проектов актов
2.1. Правовая экспертиза актов и проектов актов проводится в целях соответствия проектов актов нормам федерального, регионального законодательства, а также ранее изданным нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
2.2. Правовая экспертиза актов и проектов актов проводится в соответствии с правилами, установленными разделом 3
настоящего Порядка.
III. Антикоррупционная экспертиза проектов актов
3.1. Антикоррупционная экспертиза проектов актов проводится должностными лицами, указанными в п. 1.4
настоящего Порядка, в процессе осуществления правовой экспертизы проектов актов.
3.2. Проекты актов для проведения антикоррупционной экспертизы направляются лицами, ответственными за разработку проекта акта, должностному лицу.
Проекты актов также могут быть направлены для проведения экспертизы руководителем исполкома района.
3.3. При поступлении проекта акта на антикоррупционную экспертизу должностное лицо вносит необходимые данные в журнал учета и проводит антикоррупционную экспертизу проекта акта.
3.4. Результаты антикоррупционной экспертизы проектов актов оформляются следующим образом:
- в случае, если проект не вызывает замечаний правового характера и коррупционные факторы не выявлены, проект акта в установленном порядке визируется (согласовывается) начальником правового управления с отметкой о проведении антикоррупционной экспертизы, о чем составляется заключение;
- в случае, если к проекту имеются замечания правового характера, но коррупционные факторы не выявлены, проект не визируется (не согласовывается), а в заключении по результатам правовой экспертизы отражаются сведения об отсутствии коррупционных факторов, о чем составляется заключение. Проект возвращается разработчику для приведения проекта акта в соответствие с нормами действующего законодательства;
- в случае, если к проекту имеются замечания правового характера и установлено наличие коррупционных факторов, проект не визируется (не согласовывается), а результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в соответствии с Методикой
и отражаются в заключении по результатам правовой экспертизы. Проект возвращается разработчику для исключения коррупционных факторов и приведения проекта акта в соответствие с нормами действующего законодательства;
- в случае, если проект не вызывает замечаний правового характера, но установлено наличие коррупционных факторов, проект не визируется (не согласовывается), а результаты антикоррупционной экспертизы фиксируются в отдельном заключении, оформляемом в соответствии с Методикой
. Проект акта возвращается разработчику для исключения коррупционных факторов и приведения проекта акта в соответствие с нормами действующего законодательства.
3.5. Заключения по результатам антикоррупционной экспертизы подписываются должностным лицом.
3.6. Положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, должны быть устранены на стадии доработки проекта акта лицом, ответственным за разработку акта (далее - разработчик), в трехдневный срок со дня ознакомления разработчика с результатами антикоррупционной экспертизы.
3.7. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов актов составляет не более пяти дней со дня их поступления в правовое Управление исполкома района (далее - правовое управление).
3.8. Должностное лицо в процессе осуществления антикоррупционной экспертизы в случае необходимости вправе запрашивать и получать дополнительные материалы или информацию у разработчиков. Запрашиваемые материалы и информация должны быть предоставлены должностному лицу в срок не более трех дней с момента получения запроса.
3.9. Проект акта направляется в Альметьевскую городскую прокуратуру (далее - прокуратура) с заключением по результатам антикоррупционной экспертизы, содержащим правовой анализ проекта акта и содержащим сведения об отсутствии в проекте акта коррупционных признаков, за 7 дней до планируемой даты принятия данного акта.
3.10. Проекты актов, в которых выявлены коррупционные факторы, могут быть вынесены на рассмотрение руководителя исполкома района после устранения выявленных коррупционных факторов после согласования с органом прокуратуры, а в случае возникновения разногласий - после урегулирования разногласий в соответствии с разделом 5
настоящего Порядка.
IV. Мониторинг правовых актов
4.1. Акты, принятые до утверждения настоящего Порядка, подлежат правовой и антикоррупционной экспертизе в связи с изменением действующего законодательства.
4.2. Результаты правовой и антикоррупционной экспертизы актов оформляются в форме заключения, составленного в соответствии с Методикой
.
4.3. Заключение о несоответствии акта нормам действующего законодательства и наличии коррупционных факторов направляется руководителю исполкома района для решения о внесении изменений и дополнений в данный акт либо о признании данного акта утратившим силу.
V. Права и обязанности должностного лица, разработчиков
5.1. Должностное лиц обязано:
- осуществлять правовую и антикоррупционную экспертизу актов (проектов актов);
- отражать в заключении все положения, не соответствующие нормам действующего законодательства;
- отражать в заключении все выявленные коррупционные факторы и выявленные положения, не относящиеся в соответствии с Методикой
к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, а также возможные негативные последствия сохранения в акте (проекте акта) выявленных коррупционных факторов;
- отклонять от согласования, отказываться от визирования проектов актов, в которых выявлены коррупционные факторы и несоответствие нормам действующего законодательства;
- ежеквартально представлять информацию о проведении антикоррупционной экспертизы в Министерство юстиции Республики Татарстан.
Должностное лицо вправе:
- запрашивать и получать дополнительные материалы и информацию у разработчиков, должностных лиц органов местного самоуправления Альметьевского муниципального района;
- взаимодействовать с прокуратурой в соответствии с настоящим Порядком в рамках, предусмотренных законодательством;
- взаимодействовать со специалистами Министерства юстиции Республики Татарстан в рамках Соглашения о взаимодействии по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов между Министерством юстиции Республики Татарстан и Альметьевским муниципальным районом;
- проводить совещания с разработчиками по вопросам, связанным с проведением антикоррупционной экспертизы;
- обращаться в органы местного самоуправления Альметьевского муниципального района с предложениями о подготовке правовых актов;
- обращаться к руководителю исполкома района, иным должностным лицам местного самоуправления в целях разрешения разногласий, оказания содействия в вопросах, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы.
Должностное лицо за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе.
5.2. Разработчик обязан:
- направлять проекты актов на антикоррупционную экспертизу;
- представлять экспертам запрашиваемую информацию в трехдневный срок со дня получения запроса;
- в течение трех дней со дня получения заключения доработать проект с целью устранения выявленных коррупционных факторов;
- направить доработанный акт должностному лицу для повторной антикоррупционной экспертизы;
- в десятидневный срок со дня получения заключения подготовить проект акта о внесении изменений в акт, в котором выявлены коррупционные факторы, либо о признании данного акта утратившим силу и внести его на рассмотрение руководителю исполкома района.
Разработчик вправе:
- знакомиться с результатами антикоррупционной экспертизы;
- получать разъяснения результатов антикоррупционной экспертизы;
- заявлять о несогласии с результатами антикоррупционной экспертизы, излагать и аргументировать свои позиции в процессе урегулирования разногласий.
VI. Порядок урегулирования разногласий в процессе
осуществления правовой и антикоррупционной экспертизы
актов и проектов актов, мониторинга актов
6.1. В случае несогласия разработчиков с результатами правовой, антикоррупционной экспертизы они вправе изложить свои возражения в письменной форме. В этом случае урегулирование разногласий между разработчиком и должностным лицом производится руководителем исполкома района.
6.2. В случае, если результаты правовой, антикоррупционной экспертизы, проведенной должностным лицом, подтверждаются руководителем исполкома района, разработчик обязан:
- доработать проект с целью устранения выявленных нарушений в соответствии с заключением должностного лица;
- подготовить правовой акт о внесении изменений в акт, в котором выявлены нарушения действующего законодательства и коррупционные факторы, либо о признании данного акта утратившим силу в соответствии с заключением должностного лица.
6.3. В случае, если результаты правовой, антикоррупционной экспертизы, проведенной должностным лицом, подтверждаются руководителем исполкома района частично, разработчик обязан:
- доработать проект с целью устранения выявленных нарушений и коррупционных факторов с учетом результатов правовой и антикоррупционной экспертизы в части, подтвержденной руководителем исполкома района;
- подготовить правовой акт о внесении изменений в акт, в котором выявлены нарушения действующего законодательства и коррупционные факторы, либо о признании данного акта утратившим силу с учетом результатов антикоррупционной экспертизы в части, подтвержденной руководителем исполкома района.
6.4. В случае, если результаты правовой и антикоррупционной экспертизы, проведенной должностным лицом, не подтверждаются руководителем исполкома района, правовой акт о внесении изменений в акт либо о признании данного акта утратившим силу не готовится.
6.5. С просьбой об оказании помощи при проведении антикоррупционной экспертизы в соответствии с Соглашением начальник правового управления исполкома района имеет право обратиться в Департамент по организации взаимодействия с органами местного самоуправления по правовым вопросам Министерства юстиции Республики Татарстан.
VII. Информация о результатах антикоррупционной экспертизы
7.1. Результаты антикоррупционной экспертизы обобщаются правовым управлением и отражаются в сводных таблицах.
7.2. Сводные таблицы в отношении актов и проектов актов ведутся отдельно и включают в себя:
наименование акта (проекта акта);
дату поступления акта на антикоррупционную экспертизу;
сведения о разработчике;
фамилию должностного лица, проводившего антикоррупционную экспертизу;
результаты антикоррупционной экспертизы (в случае выявления коррупционных факторов - их количество и краткую характеристику);
дату направления заключения для подготовки акта о внесении изменений (передачи проекта на доработку);
сведения о внесении и принятии акта о внесении изменений (о доработке и принятии проекта акта) - дата внесения, результаты экспертизы (повторной экспертизы), дата принятия акта.
7.3. Сведения о проектах актов, поступивших на антикоррупционную экспертизу, отражаются в журнале учета проектов актов, поступивших на антикоррупционную экспертизу.
7.4. Форма сводной таблицы и журнала учета утверждается руководителем аппарата исполкома района.
7.5. Информация о проведении антикоррупционной экспертизы представляется в установленном порядке в Министерство юстиции Республики Татарстан и прокуратуру.
7.6. Результаты правовой экспертизы обобщаются правовым управлением и доводятся до сведения руководителя исполкома района.
7.7. Заключения по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы актов, проектов актов хранятся в правовом управлении исполкома района.
Руководитель аппарата исполкома района
В.Ф.МОИСЕЕВ