ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2009 г. по делу № 3-01/09
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующим отдельных положений Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 марта 2007 года № 115 "Об освобождении отдельных категорий природопользователей Республики Татарстан от платы за негативное воздействие на окружающую среду",
установил:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 марта 2007 года № 115 "Об освобождении отдельных категорий природопользователей Республики Татарстан от платы за негативное воздействие на окружающую среду" в части слов "перечисляемые в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление).
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан дополнила требования, просила признать недействующими пункты 1
, 2
, абзац 2 пункта 3
, пункт 4 постановления с 1 января 2010 года.
В обоснование требований заявитель указал, что пункт 1
Постановления освобождающий отдельные категории природопользователей в размере 100% от суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, перечисляемой в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству, так как основным принципом охраны окружающей среды, согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является платность природопользования. В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным и этот платеж обязателен для всех природопользователей.
Указанным положениям федерального законодательства противоречат также пункт 2
, абзац 2 пункта 3
, пункт 4
Постановления.
Кроме того, в нарушение установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 51, 57, 62) принципа самостоятельности бюджетов, с превышением предоставленных полномочий правительством республики были освобождены перечисленные в постановлении организации и учреждения от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части доходов, поступающих в бюджет Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием не согласился, сославшись на подпункт "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" которым возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оспариваемое прокурором полномочие.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
30 марта 2007 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление
№ 115 "Об освобождении отдельных категорий природопользователей Республики Татарстан от платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Пунктом 1
Постановления по согласованию с Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан (далее - администратор платы за негативное воздействие на окружающую среду) в размере 100% от суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, перечисляемой в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, освобождены следующие категории природопользователей Республики Татарстан:
организации, финансируемые из бюджета Республики Татарстан, осуществляющие свою деятельность на основании сметы доходов и расходов (бюджетные учреждения Республики Татарстан);
общественные объединения;
религиозные объединения;
автономные учреждения, созданные Республикой Татарстан.
Пунктом 2
Постановления освобождены, по согласованию с администратором, в размере 100% от суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, перечисляемой в бюджет Республики Татарстан, следующие категории природопользователей Республики Татарстан:
организации, финансируемые из бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, осуществляющие свою деятельность на основании сметы доходов и расходов (муниципальные бюджетные учреждения);
автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями Республики Татарстан.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3
Постановления обязательным условием освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду является согласование с администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 4
Постановления администратору платы за негативное воздействие на окружающую среду рекомендовано разработать и утвердить порядок согласования освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд считает, что указанные положения Постановления
противоречат федеральному законодательству.
Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам статьей 58 Конституции Российской Федерации отнесены к основным конституционным обязанностям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды, согласно абзацу 7 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", является платность природопользования. В соответствии со статьей 16 названного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимание платы устанавливается законодательством Российской Федерации.
Возможность освобождения отдельных категорий природопользователей от платы за негативное воздействия на окружающую среду указанным Федеральным законом или каким-либо иным законом Российской Федерации не предусмотрена.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" № 33-ФЗ принят 14.03.1995, а не 24.06.1998.
Нормы об охране природной среды и рациональном использовании природных ресурсов содержатся также в Земельном, Водном, Лесном кодексах Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", Федеральных законах от 24.04.95 № 52-ФЗ "О животном мире", от 04.05.99 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 24.06.98 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 09.01.96 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 12.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 23.02.95 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", от 23.11.95 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер.
Следовательно, плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательной для всех природопользователей без какого-либо исключения.
Довод представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что оспариваемое прокурором полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено подпунктом "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" не может быть принято судом по следующему основанию.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 года № 8-П в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан положение подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", которым Правительство Российской Федерации предоставило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора освобождать от платы за загрязнение окружающей среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 19 (часть 1), 58 и 115 (часть 1).
Согласно же части 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующими пункты 1
и 2
, абзац 2 пункта 3
, пункт 4
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 марта 2007 года № 115 "Об освобождении отдельных категорий природопользователей Республики Татарстан от платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Вместе с тем, принимая во внимание, что признание указанных нормативных положений недействующими с момента принятия решения повлечет за собой существенные изменения бюджетных обязательств организаций, освобожденных от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы, и учитывая, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (ч. 1) и 34 (ч. 1), определяющими конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, в правовом регулировании публичных платежей должны действовать разумные сроки, по истечении которых возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, суд считает необходимым признать недействующими оспариваемые положения Постановления
с 1 января 2010 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2010 года пункты 1
и 2
, абзац 2 пункта 3
, пункт 4
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 марта 2007 года № 115 "Об освобождении отдельных категорий природопользователей Республики Татарстан от платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ
Решение вступило в законную силу 09.06.2009 года.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ